^вверх

Next Sound

Наши Статьи

,

Особенности Lx коррекции

Большинство любителей музыки, начав создавать свою домашнюю аудио-систему, рано или поздно сталкиваются с тем, что звучание ее меняется не только с изменением объективных параметров  аппаратов,  указанных в их технических характеристиках, но и от замены акустических и межблочных кабелей, от изменения направления кабелей, от установки аппаратов на шипы или подставки, от замены стойки или даже просто от перемещения ее в другое место помещения. 
Большинство таких изменений нельзя зарегистрировать с помощью измерительной аппаратуры, но прекрасно регистрируется нашим слухом.
Такая же ситуация наблюдается и при создании самой аппаратуры – не только два конденсатора с одинаковыми параметрами часто имеют совершенно разный характер звучания, но и разные типы схем имеют кардинально разный звук. 
Например, известный японский меломан Susumu Sakuma, строя свою систему, обратил внимание [1] , что схемы с применением трансформаторных связей звучат лучше, чем традиционные с применением резисторов и конденсаторов, несмотря на то, что каскад с трансформаторной связью может иметь более узкую полосу частот (следует отметить, что трансформаторный каскад имеет более благоприятный спектр искажений, обладает лучшими шумовыми характеристиками, позволяет эффективнее использовать мощность источника питания и развязать каскады по «земле»). Susumu Sakuma использует в своих RIAA – корректорах LCR – цепочку, однако отмечает, что она не строго соответствует стандартной АЧХ. 
Наш опыт построения ламповых усилителей также подтвердил преимущества трансформаторных каскадов – они звучат более живо, открыто, тембрально насыщенно и натурально.
При создании таких аппаратов, как RIAA-корректоры, много лет назад я столкнулся с тем, что резистор большого номинала, включенный последовательно с сигналом в цепи традиционной RC-коррекции, кардинальным образом влияет на звук – делает его вялым, скучным и затуманенным. Думая над тем, как решить эту проблему, я разработал простую и элегантную схему, в которой коррекция осуществляется в аноде пентода без последовательного резистора. Это все та же RC – коррекция, но в ней нет одной «все портящей» детали. 
Такое решение вывело аппарат на более высокий уровень. В 2002 году я опубликовал эту схему под названием «Народный корректор»  [2] и  она стала весьма популярной среди самодельщиков как в России, так и в других странах [6] [7] [8]
Параллельно работе над «Народным» я обратил внимание на решение, предложенное японскими разработчиками аудио – RIAA коррекцию с применением катушек индуктивности – LCR коррекцию [3].   
Корректор с применением LCR модулей Tango [9] уверенно «переиграл» описанный выше «Народный», и направил мои усилия на исследование поведения индуктивных элементов в цепях коррекции. Другим известным мне примером такого корректора служит серийно выпускающийся WAVAC LCR-X2 (30000$).
Хирояши Кондо (Audio Note Japan) применил LR коррекцию в флагманском корректоре фирмы Audio Note M-10.
 
В 2001-м году в журнале «Аудиомагазин» была опубликована статья А. М. Лихницкого «RX-корректор», [4] в которой автор привел свои выводы о недостатках звучания RC – коррекции, провел анализ особенностей звучания разных типов конденсаторов и возложил основную «ответственность»  за порчу звука на них. 
Также в статье опубликовано изобретение нового типа коррекции с использованием «невидимой» индуктивности, т.е. использование «вредного» (паразитного) параметра в полезных целях. Действительно, если у трансформаторов, ламп, транзисторов все равно есть «паразитные» емкости и индуктивности, то почему бы их не использовать? 
Этой идеей загорелся Питер Квортруп (Audio Note UK), и воплотил ее в ставшем флагманом AN M-9 phono ($150000) [5]
Однако мои исследования показали, что конденсаторы – меньшее «зло», чем резисторы, а в LR (Rx) коррекции они присутствуют, как шунтирующие элементы, и их «удушающий» голос все равно слышен. Резисторы становятся «узким местом».
Попутно выяснилась еще одна особенность LR коррекции (помимо борьбы с паразитной емкостью, которая искажает АЧХ, этот вопрос решается конструктивно): дело в том, что LR цепь создает переменную нагрузку на каскад – она максимальна на низких частотах, и резко падает на СЧ и ВЧ. В силу того, что нагруженный на цепь коррекции каскад имеет определенное выходное сопротивление, переменная нагрузка искажает АЧХ, тем самым ослабляя сигнал на низких частотах. Это на слух воспринимается как некоторая легковесность звучания, проявляющаяся даже при приведении АЧХ в соответствие с RIAA. 
Результатом поиска решения этих проблем (как объективных, так и субъективных) стало появление оригинальной разработки, которую я назвал «Lx коррекция». В этой схеме коррекции присутствуют только специально спроектированный Lx – трансформатор, осуществляющий коррекцию НЧ и СЧ (3180 и 318 мкс) и индуктивность, производящая коррекцию ВЧ (75 мкс). 
Роль нагрузки для «катушек» выполняют внутренние сопротивления самих усилительных ламп. Таким образом, количество элементов доведено до минимума.  К тому же, непосредственно корректирующий каскад не имеет ограничения по низким частотам, полосу на НЧ задает выходной (буферный) каскад, который возможно сделать сколь угодно широкополосным. 
Новый корректор обладает необыкновенной живостью звучания, живой динамичностью, ясностью,  объемом и глубиной, что выводит систему на новую ступень, не достигавшуюся ранее. 
 
Евгений Комиссаров, октябрь 2016г.
 
Литература:
 
[4] АудиоМагазин 2001г.  № 5 (40) с. 167-173,  http://www.aml.nm.ru/articles/rx_corrector.htm
 
 
 
 
 
 
 
 
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным тран...
Бытовые акустические системы

COPYRIGHT 20013  NEXT SOUND